17 августа 2017 г.
Тренер сурдлимпийского чемпиона Александр Филиппов – о том, что нельзя услышать
Признаться честно, «Псковская правда» очень надеялась застать в Великих Луках Ивана Макарова – велогонщика, который взял три медали разного достоинства на последних летних Сурдлимпийских играх в турецком Самсуне. Макаров выиграл золото в критериуме, серебро в групповой гонке и бронзу в индивидуальной с раздельным стартом. Но с Макаровым мы разминулись на несколько часов. Он уехал в Москву на обязательное для российских сборников углубленное медобследование, а нас в Великих Луках встретил его личный тренер, друг, соратник, а также известный в недавнем прошлом велогонщик, выступавший за «Катюшу», тоже, к слову, великолучанин, Александр Филиппов. Разговор не ограничился Иваном. А Ивана мы еще догоним.
– Александр, давайте освежим в памяти основные вехи вашей спортивной карьеры и напомним, чем вы занимаетесь сейчас.
– Мастер спорта международного класса по велоспорту, неоднократный призер и победитель чемпионатов России, гонок в Европе, был 4-м на чемпионате мира. Долгое время выступал в клубных чемпионатах Италии, ездил за вторую команду «Катюши», пока не прекратили финансирование проекта. Сегодня я тренер мужской сборной России по велоспорту шоссе. Также тренер Центра спортивной подготовки Псковской области и детский тренер в Великих Луках.
Российская велодружина на XXIII летних Сурдлимпийских играх в турецком Самсуне.
– Теперь давайте про вас с Иваном Макаровым. Вы земляки. Как долго вы работаете вместе?
– Я старше Вани на 7 лет. Когда ему было 10 лет, мы познакомились. Вместе в спорте уже 16 лет. В 2008 году привез ему на свои деньги из Италии профессиональный велосипед, когда сам был на пике, а Иван только начинал восхождение. Сегодня я, по сути, его персональный тренер. На мне и питание, и распорядок, и массаж, и все-все-все. Конечно, мы устаем частенько друг от друга, но в профессиональном плане не разлей вода. 16 лет назад мы оба тренировались у Анатолия Георгиевича Сидорова, который тогда видел во мне своего последователя. Хотя мне до его уровня очень далеко. Но так и случилось, я стал тренером Ивана, ну и вообще тренером. В 2010 году я завершил профессиональную спортивную карьеру и сосредоточился полностью на тренерстве. Спустя пару лет мы уже с Иваном ездили на обычные (не сурдлимпийские старты). Он взял в Крыму на чемпионате страны третье и шестое места. Но в итоге мы все же выбрали для себя сурдлимпийский фарватер. Хотя на сборах национальной команды все тренируются вместе по-прежнему: и глухие, и слышащие.
– Тренировать глухого спортсмена – это как?
– У меня есть еще один сурдсборник – Дмитрий Розанов. И я могу сказать, что это даже легче, чем тренировать обычного. На скорости 50-60 км/ч обычный спортсмен не услышит твои подсказки, а глухой поймет по самым простым жестам. Но Иван не просто спортсмен. Он особенный. Когда он выигрывал золотую медаль, он не только сделал это с огромным запасом, но и помог остальным ребятам взять весь пьедестал. Важно понять, что он родился и рос в деревне Дарцево в 20 километрах от велошколы в Луках. В простой, что называется, крестьянской семье. Родители отдали его в велоспорт, что, кстати, было очень правильным решением – ведь спорт дал ему все, но остальное-то было за самим Иваном. Туда-обратно на велосипеде каждый день, а то и по два раза, а то и не на велосипеде, а пешком или бегом. Он настоящий работяга во всем.
Вкус олимпийского золота полюбился Ивану Макарову.
– Как вы готовились к главному старту четырехлетки?
– А так и готовились – все четыре года. Планомерно. В России очень высокая конкуренция среди глухих и слабослышащих спортсменов, поэтому если ты побеждаешь в России, то можешь рассчитывать на самые высокие места на мировых форумах. Остальное – детали спортивной подготовки – я не буду раскрывать. Но отмечу, что я слежу абсолютно за всем. Сам выбираю только лучшие продукты для питания – Иван же у себя в деревне только свежим питался, а не столовской едой. Сам чаще всего делаю массаж, потому что на сборников-велосипедистов неожиданно могут выписать массажистов, которые не так хорошо знакомы с анатомией нашего вида.
– Российская сборная в плане организации – это слаженный механизм?
– Есть и плюсы, и минусы. Мы точно на голову сильнее всех конкурентов в спортивном плане. Мы взяли кратно больше наград на играх. Ближайшая по системному отношению – Франция, наверное. У нас, в отличие от всех других стран, сборники проходят углубленное медицинское обследование до и после стартов, куда, к слову, и уехал Иван, совершенно бесплатно и в лучших клиниках России. Но у нас есть всякие казусы, вроде тендеров, например. Сегодня сложно взять и купить хороший велосипед. А на Сурдлимпийские игры нужно выходить с 6-8 аппаратами стоимостью от миллиона рублей. Мы не можем такое себе позволить – укомплектованы мы по среднему уровню. К тому же, через тендеры ушлые ребята часто сбивают цену и подсовывают китайский ширпотреб вместо европейских маркированных моделей.
– Какие есть сегодня основные центры подготовки для велоспорта?
– С этим тяжело. Есть неплохие базы в Крылатском, Сочи, Питере, Ижевске, Сестрорецке. Но вот в Луках, похоже, что будет база начальной подготовки, не для профессионального спорта. Зато она удалена от больших трасс, что очень хорошо для безопасности детей. А так, конечно, лучше среднегорья Италии, к примеру, местечка Ливиньо, или хотя бы Сочи – не найти.
Александр Филиппов плавно перешел из спорта в тренеры.
– Сурдлимпийская деревня как выглядит?
– Она закрыта от посторонних, но тренеров туда, конечно, пускают. Они все очень дружные между собой, отзывчивые. И там нет никакой политики. Весь этот допинговый беспредел нисколечко не коснулся сурдлимпийского движения – просто не позволило сообщество. Глухие знают в основном международный язык общения, поэтому с коммуникацией никаких проблем. Все дружат, веселятся, ходят друг к другу в гости. Последняя Олимпиада была на Черном море, так что все было просто замечательно.
– У областного велоспорта какое будущее?
– Думаю, позитивное. Но надо понимать, что сегодня, даже с учетом строящегося велоцентра, мы не сможем готовить спортсменов старше 14 лет. Дальше либо нужно быть очень богатым, чтобы вкладываться, либо переезжать в столицы, либо завязывать со спортом. Я не завязал, потому что у меня был небольшой бизнес от отца, он меня и кормил и помогал. А сегодня к переломному рубежу подходят талантливые ребята Тимофей Шерстнев, Михаил Чернухин, Костя Некрасов. Что с ними будет дальше – вопрос.
– А что будет дальше с Иваном?
– Сейчас, как и после золота Сурдлимпиады 2013 года, мы полгодика отдохнем, восстановим силы, организм. И начнем подготовку к чемпионату Европы, который пройдет уже в 2018 году. Сейчас самое главное, привести не только тело, но и голову в порядок – вернуться на землю, дать рассеяться эйфории. А медали еще будут.
– Удачи вам обоим и всей национальной команде на стартах!
Источник http://pravdapskov.ru/rubric/28/15090